Что из чего состоит, или блок-схемы.


Довольно часто приходится иллюстрировать рисунками или схемами разного рода отношения: из каких частей состоит нечто целое, что за чем происходит, что от чего зависит — то есть некоторые взаимосвязи или последовательности внутри сложной структуры. Частным случаем такой иллюстрации являются ал­горитмические схемы некоторых процессов. Именно для решения такого рода задач предназначены инструменты, расположенные в группах Схемы, Блоч­ные стрелки, Основные фигуры и Соединительные линии.

Названия элементов в этих группах и их внешний вид говорят сами за себя: можно легко составить любой алгоритм или схему, располагая графические элементы и соединяя их при помощи блочных стрелок или соединительных линий. Но кое-что, как мне кажется, нуждается в иллюстрации. Я имею в виду поведе­ние соединительных линий. Дело в том, что концы этих линий имеют свойство «приклеиваться» к определённым точкам на фигурах (на фигурах из группы Схемы эти точки проявляются в виде крестиков, когда вы выбираете одну из соединительных линий.

На фигурах из других групп эти точки не обозначаются столь явно, но об­ладают теми же свойствами: линии соединения приклеиваются к ним намертво. Для примера возьмём некоторую схему отношения целого и его частей. В качестве блоков данной схемы я взял фигуру Процесс из группы Схемы (хотя так же точно мог взять и фигуру Прямоугольник из группы Основные фигуры). Двойным щелчком на каждом из блоков я активировал возможность ввода текста и ввёл его. Затем я воспользовался инструментом Кривая соединительная линия со стрелкой на конце из группы Соединительные ли­нии и соединил между собой блоки. При этом концы соединительных линий при подведении к точкам соединения на блоках зафиксировались в этих точках. Что будет, если теперь я возьму модуль Дерево и перемещу его вниз?

Как видите, все стрелки сохранили точки своего присоединения к графическим объектам. Это значит, что после того, как вы логически оформили схему, вы можете перемещать блоки, не переживая за то, что стрелки вновь нужно будет подгонять к нужным местам.

Объём

В Draw есть возможность применять объёмные графические объекты. Вы могли видеть в группе Основные фигуры такие объекты, как Куб и Ци­линдр. Но менее очевидно то, что мы можем получить сколько угодно объём­ных объектов самостоятельно. Для этого нужно воспользоваться одним из двух способов: экструзией или вращением.

Например, если я хочу получить сферу, сделать это очень просто. Сначала надо выбрать инструмент Сектор окружности из группы Основные фигу­ры. Затем превратить этот сектор в полукруг и задать для него цвет линии, отличный от чёрного (если вы хотите, чтобы поверхность сферы была чёрной, то можно цвет линии оставить чёрным). Нужно выделить этот графический объект и выбрать в группе Эффекты инструмент В трёхмерное тело вращения. Проделаю это. Что получилось? Ага, кажется, сфера у меня будет какая-то странная, ведь вращение будет про­исходить вокруг вертикальной оси.

Щёлкну на полукруге-заготовке. Ничего страшного. Даже когда я зашёл достаточно далеко в ошибочном на­правлении, ничто не мешает мне воспользоваться кнопкой отмены редактирова­ния, что я и проделаю, возвратив ситуацию к заготовке полукруга. Судя по всему, эту заготовку неплохо было бы развернуть на 180 градусов. Это легко можно сделать, выделив полукруг и выбрав в группе Эффекты инструмент Повернуть. Развернув полукруг за угловую точку на 180 градусов, я снова применю к нему инструмент В трёхмерное тело вращения и на этот раз получу то, что хотел.

Как я уже говорил, объёма позволяет добиться и инструмент Экструзия. Только вместо сферического объёма он добавляет плоской фигуре линейное про­должение в третьей плоскости. Мой полукруг после отработки этим инструмен­том будет выглядеть.Когда объёмный объект создан, можно использовать панель инструментов Настройки 3D (она появляется автоматически при выделении объёмного объ­екта, полученного путём экструзии) или панель инструментов Трёхмерные эффекты (вызывается из контекстного меню объёмного объекта, полученно­го путём вращения). Эти наборы инструментов позволят вам вращать объёмные объекты, изменять материал их поверхности, освещённость и многие другие па­раметры.

Подсказка для любителей экспериментировать: очень интересные результаты можно получить, создавая фигуры вращения из отдельных букв.

Волков Владимир Борисович «Линукс Юниор: книга для учителя»

Оставить комментарий

*

*

code

Реклама