Предмет: Культурология. Тема: Религия и нравственность. Введение


Скачать полностью:

  Контрольная работа по культурологии (46.4 KiB, 3 hits)

Культура представляет собой развитие человеческой природы и является неотъемлемой ее частью. В культурной деятельности человек открывает для себя мир и одновременно познает свое существо.

В области общественно-политической — это идея правды и справедливо­сти, в соответствии с которой люди стремятся привести социаль­ные отношения. В области научного творчества это идея высшего объективного закона, которому подвластно все мироздание. Человече­ская природа приходит в соприкосновение с Высшей реальностью, культурная деятельность приобретает в конечном итоге религиозный смысл.

Религиозные идеи и представления людей лежали в основе куль­турного творчества с давних времен. Эпохи, отмеченные высоким уровнем развития творчества, характеризуются тем, что идеи и понятия, на основе которых строились не только искусство и наука, но также и правовые отношения, формы и стиль хозяйственной дея­тельности и т.п., были строго подчинены религиозным представлениям. Высшие достижения в области архитектуры, скульптуры, живописи в таких культурах, как египетская, ассиро-вавилонская, древнеиндий­ская, древнегреческая и римско-эллинистическая, неразрывно связаны с религиозными представлениями. Пение и музыка, танцы, театраль­ное искусство у всех народов первоначально имели сугубо религиозный смысл и значение. Религиозная тема занимает центральное место в фольклоре всех народов. Религиозные сюжеты лежат в основе выдаю­щихся творений поэзии и прозы, живописи и скульптуры, архитектуры и музыки эпохи средневековья, ренессанса и нового времени. Особенно глубок и значителен символизм христианского искусства, выражаю­щий в возвышенных эстетических формах глубочайшие религиозные чувства и переживания.

Однако культурное творчество способно выражать не только религиозные идеи. В нем может обнаруживать себя не только стремление приобщиться к абсолютному источнику высшего смысла мирового бытия, религиозный смысл присущ ему лишь в идеале. В культуре проявляются также и грубые утилитарные интересы, низменные инстинкты и страсти. Стремление видеть высший смысл бытия в самом человеческом существовании, в личном или групповом (сословном, классовом, национальном и пр.) эгоизме обнаруживается в разные исторические эпохи. Единая культура распадается на религиозную и светскую. Светская культура в свою очередь распадается на культуру низших классов, культуру отдельных социальных групп и политических направлений.

Распад в сфере культуры обнаруживает себя в философском агностицизме, позитивизме, материализме и других учениях, отрицаю­щих высший смысл бытия, в искусстве абсурда, в антиэстетике, в таких формах антикультуры, через которые реализуются не высшие творче­ские силы человеческого духа, а низменные психофизиологические инстинкты. Такой распад обнаруживает себя в хищническом истребле­нии природы, в бунте против морали, в широком распространении жестокости, садизма и т.д. Культурное творчество теряет высший смысл и духовную наполненность, становясь средством выражения человеческого эгоизма, богоборческой гордыни. Все это находится в прямой зависимости от духовного состояния субъекта культурного творчества — личности или человеческого сообщества, его религиоз­ной ориентации, прежде всего.

Отношение человека к Богу определяет и отношение человека к миру, которое он реализует в культурном творчестве. Так человек познает действительный смысл мирового бытия и собственного суще­ствования. Христианство указывает, каким должен быть человек и каковы должны быть цели его деятельности.

Оставить комментарий

*

Реклама