Контрольная работа по русскому языку о деловой речи


После ссылки на скачивание следует отрывок из первой части.

  Контрольная работа по русскому языку (29.5 KiB, 14 hits)

Планы могут быть построены в соответствии со следующими способами рассуждения:

1. Дедуктивном, когда с самого начала дается основная идея, тезис речи, который потом раскрывается в ходе выступления;

2. Индуктивный: от примеров, отдельных наблюдений идем к общему выводу, тезису речи;

3. План на основе аналогии: сопоставление высказанных идей и как они могут быть реализованы, что при этом получиться;

4. Часто практикуется смешанный образец, соединяющий выше приведенные;

5. План может быть построен на основании сопоставления теории и практики;

6. В агитационных речах часто используются планы по схеме: зло (потребности, проблемы) и преодоление его;

7. План может быть построен и по схеме: долг и выгода – используется обращение к чувству долга (ответственности) с одной стороны, и к соображениям личной выгоды ( чувствам гордости, преданности делу) – с другой.

8. Для информационных речей характерны следующие планы: по хронологическому порядку; развитие от частей к целому; на основе сопоставлений и противопоставлений двух предметов, явлений.

Композиция, опираясь на план, допускает перестановку частей, введение дополнительных эпизодов, лирических отступлений и т.п.

В любом случае, нельзя основное время сообщения отдать вступлению, а основную часть речи только обозначить отдельными предложениями.

При транзитивном развертывании речи изложение идет последовательно, от одной микротемы к другой, одна микротема переходит в другую, ее развивающую. Каждая из них, будучи самостоятельной, служит исходным пунктом для разъяснения последующего, в итоге раскрывается основная идея, которая определяет цель данной речи. Способ расположения материала, таким образом, чаще всего связан с хронологическим планом или историческим описанием.

В дальнейшем она всесторонне обосновывается, обогащается, конкретизируется новыми характеристиками, обнаруживает различные свои стороны. В конце речи оратор вновь возвращается к основной идее речи, но уже уточняя, конкретизируя обогащенную первичную идею.

При параллельном типе композиции темы разграничены, наблюдается резкое их размежевание.

При этом все темы объединены одной отчетливой идеей (или общей темой); переходы от одной темы к другой заранее не готовятся, просто – заканчивается одна тема и начинается другая.

Интегральный тип композиции объединяет различные типы композиции, образуя систему смешанного типа.

Есть и другая классификация композиции речи:

1. Хронологически-последовательный (исторический) тип композиции;

2. Тематический тип – группируются идеи согласно основным подразделениям выступления, отвечая на вопросы: кто, что, где, когда, как и почему;

3. Системно-последовательная композиция ступенчатого типа – последовательное изложение одного вопроса за другим без повторения;

4. Способ выделения решающей проблемы – определите природу проблемы, обозначьте ее причины и затем предложите ее решение.

Один из современных специалистов по риторике Н.Н.Кохтев, анализируя ораторскую речь, выделяет пять частей в ее композиции: 1) зачин; 2) вступление; 3) главная часть (содержание речи); 4) заключение; 5) концовка.

Зачин – это часть ораторской речи, которая имеет следующие функции: контактоустанавливающую (установление контакта со слушателями); проспективную (создание первоначального представления о направлении и теме речи). В качестве зачина современные речи используют этикетные формулы приветствия: <Уважаемые коллеги; Дамы и господа; Дорогие друзья; Я рад вас приветствовать; и т.п.

Кроме того, используются шутки; вопросы к аудитории; цитаты, связанные с темой выступления; приветствие; обращение; иронические замечания; ссылки на авторитеты. Первый, самый ответственный момент в речи – привлечь внимание слушателей, первые три-четыре минуты решают: будут вас слушать или нет.

После интригующего начала следует вступление. Оно может быть не в каждом виде речи, учитывается и время выступления.

Вступление при подготовке к речи надо обдумать в последнюю очередь, когда оратор уже хорошо представляет себе все свое выступление. По объему введение должно быть небольшим, не более 1/8 всей речи. Всё, что говорится, должно быть прямо связано с речью.

Рассматриваемых в основной части речи (т.н. аннотирование); указание специфики темы, определение актуальности и общественной значимости ее, перечисление некоторых теоретических , методологических и иных положений, которые легли в основу выступления (т.е. концептуальность темы); упоминание положений, разработанных ранее (т.е. ретроспекция темы); указание на полемический характер речи, исходная характеристика полемического противника ( т.е. полемичность темы).

Существует несколько приёмов вступления, с помощью которых можно вызвать интерес у аудитории, заставить ее слушать вас – прием парадоксального цитирования; прием сопереживания; прием парадоксальной ситуации; прием апелляции к непосредственным интересам аудитории; прием постановки проблемного вопроса; прием апелляции к авторитетам; источникам информации; к личности; апелляция к событиям; апелляция к географическим или погодным условиями; обращение и т.п.

Задачи основной части: последовательно разъяснить выдвинутый тезис, доказать его правильность, подвести слушателей к необходимым выводам и опровергнуть мнение оппонента. Именно в основной части мы пользуемся доказательствами, представленными как развернутая цепочка рассуждений, и обосновывавшими конкретную идею. Доказательное рассуждение, как известно, включает в себя три взаимосвязанные элемента: тезис доказательства – главная идея речи; аргументы – исходные фактические и теоретические положения, опираясь на которые обосновывается тезис; демонстрация – логическая связь аргументов с тезисами.

неудачное заключение может погубить и неплохую речь. М.М.Сперанский отмечал: <Делать заключения сухие и холодные – значит терять плод своего слова. Собственно говоря, речь есть не что иное, как приготовление слушателей к совершенному убеждению.

Оставить комментарий

*

Реклама