Отрывок: 4. Связь нравственности с религией


Скачать полностью:

  Контрольная работа по культурологии (46.4 KiB, 3 hits)

История показывает, что религия всегда давала человеческой воле такие силы для нравственной деятельности, каких не может найти человек ни в естественных влечениях своей природы, ни в побужде­ниях разума. Это мы наблюдаем и в древних языческих религиях, хотя нравственность того времени соединяла в себе как действи­тельно богоугодные и человеколюбивые, так и кажущиеся таковыми поступки.

Важно отметить, во-первых, что нравственный идеал остается истинным даже тогда, когда человек не хочет или не умеет строить по нему свою жизнь. Во-вторых, выглядеть христианином или стоять в списке христиан не значит действительно им быть.

Отрывок: 6. Безрелигиозная нравственность

Истинная нравственность может опираться только на духовность, просвещающую всего человека. Духовность же есть соответствие Богу, поскольку он есть Дух, то, что соединяет все нравственные поступки, т.е. те, которые совершаются из жертвенной любви к человеку и миру, а не ради удовольствия, тщеславия или корысти.

Но кризисы античной и современной цивилиза­ций по существу связаны с отходом от религии или ее деградацией, следствием чего является утрата прочного фундамента нрав­ственности. История показывает, что мораль, основанная не на истинной религиозности, как правило, вырождается в стремление к всевозможным наслаждениям, что в конечном итоге ведет к потере нравственных ориентиров, т.е. к безнравственности. Общество, жи­вущее по этим принципам, может прийти лишь к разложению и никогда не сделает счастливыми своих членов, потому что оно культивирует в них эгоизм. Эгоист же хочет только получать и ничего не отдавать, но это невозможно. Он не может быть счастлив, так как полностью зависит от всего окружающего. Любое лишение его хлеба, денег, успеха и т.д. вызывает в нем боль. Чем больше приобретает такой человек, тем он больше страдает, желая большего или расставаясь с приобретенным. А расставаться приходится, потому что невозможно избежать ни несчастного случая, ни болезни, ни смерти, которая в один миг стирает и славу, и власть, и красоту, и несметные богатства.

Эгоизм, стремление к наслаждению порождают вражду среди людей. Наслаждение одного большей частью сопряжено со страданием другого; первенство и господство основываются на уничтожении и подчинении ближних; на богатство, которого кто-то себе желает, притязают и другие люди и т.д. Стремление к наслаждению или безуспешно и потому мучительно, или же по достижении цели оказывается обманчивым, потому что за мгновенным чувством удо­влетворения неизбежно следует скука и новая мучительная погоня за обманом. Это стремление подобно наркотику, который если и приносит минутное наслаждение, то ценой страшного разрушения человеческой личности.

Итак,  почему безрелигиозная нравственность приводит, в сущности, к безнравственности, к тому, что мы наблюдаем в нашем столетии, побившем все рекорды по жестокости, беззаконию, преступности, наркомании. Так называемая гуманистическая мораль, освободившись от  религии, не может избавить человека от источника порока — страстей. Но самое существенное — то, что такая нравствен­ность становится весьма относительной, у нее исчезает опора, обосно­вание. Она ориентируется лишь на природного человека и потому не может найти объективного критерия добра и зла. Человеку же присущи и добрые, и злые побуждения, вытекающие из его природы. Любой культ насилия и жестокости имеет право ссылаться на эту природу.

Нравственность может претендовать на абсолютность или безу­словность своих требований лишь в том случае, если она заимствует критерии добра и зла у истинной религии, которая дает объективный идеал человека, заключенный в уподоблении Богу. С точки зрения безрелигиозной морали достаточно трудно показать человеку, почему он должен соблюдать элементарные правила приличия, почитать родителей, заботиться о детях, о себе, почему и зачем ему нужна сама эта жизнь. Если нет Бога, то человек вправе сам себя сделать и царем и богом. «Бог мой — чрево» или денежный мешок, власть, слава… И нет сил у общества уберечь человека от этого пути, ведущего в пропасть. «Если Бога нет, то все позволено», — говорит устами своих героев, мечущихся между этим и истинным путем, Ф.М.Достоевский. Библия же учит: за вседозволенность приходится платить, и платить дорогой ценой.

1 комментарий

  1. Online casino пишет,

    Aussie online casinos…

    Top 10 online Aussie casinos….

Оставить комментарий

*

Реклама