Программа социально-психологического тренинга


Занятие I

Цель: введение участников в ситуацию социально -  психологического тренинга, создание чувства единства, атмосферы открытости и доверия в группе.

В начале ведущий знакомит участников с правилами поведения в группе соблюдение принципов «здесь и теперь», конфиденциальности законы круга, обязательного посещения каждого занятия и другого.

Задание №1. Представляясь, каждый участник называет сое имя дважды: один раз произносит его с положительными чувствами, то есть как хотел бы он, что бы к нему обращались, второй раз – с отрицательными чувствами, как бы он ни хотел, что бы его называли.

Задание №2. членам группы необходимо изобразить свои интересы, увлечения, родных и близких людей на визитной карточке. Затем идет представление и комментарий каждым участником своих рисунков.

Занятие II

Цель: знакомство с определением, видами конфликта, причинами возникновения конфликтных ситуаций.

Задание №1. участники разбиваются на пары. Необходимо каждому рассказать по два конфликта из их собственной жизни: один разрешенный (конструктивный), другой – неразрешенный (деструктивный). Затем группа обсуждает вопрос: что помогает при разрешении конфликта, и что мешает; причины возникновения конфликтных ситуаций.

Задание №2. необходимо нарисовать два рисунка. На первом изобразить чувства, которые испытывает каждый участник, когда подвержен конфликтному взаимодействию. На втором чувства, которые испытываются когда нет конфликта. В конце занятия идет обсуждение рисунков.

Занятие III

Цель: знакомство с этапами разрешения  конфликта.

Задание №1. Члены группы разбиваются две команды. Каждый участник получает конверт с деталями квадратов. Задание состоит в том, что бы как можно быстрее составить пять квадратов. Однако все делается молча.

Квадраты разрезаны следующим образом:

Как разрезать квадраты

На заключительном этапе занятия членам обеих команд задаются вопросы:

-          Что произошло, когда вы получили конверт?

-          Что чувствовали вы и ваши партнеры, когда совместно составляли квадраты?

-          Какие были предложения по поводу выхода из проблемы?

-          Как вы реализовали ваши предложения?

Члены группы приходят к выводу, что существует четыре этапа разрешения конфликта:

1 этап – объективный. На этом этапе необходимо конкретно описать ситуацию, действия участников.

2 этап – описание чувств. Здесь необходимо описать свои чувства и чувства оппонента в конфликте.

3 этап – создание творческой атмосферы. Участники идут на сотрудничество и предлагают пути выхода из конфликта.

4 этап – реализация предложений. С помощью серии маленьких приемов, «маленьких шагов» идет процесс реализации предложений обеих сторон.

Занятие IV

Цель: Развитие способности оценивать различную невербальную информацию. Научить анализировать конфликт.

Задание №1. участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Один из них, с помощью движений и прикосновений передает некоторое чувство или эмоцию своему соседу, тот пытается это же чувство передать следующему участнику и т.д. В итоге   сравнивается о чувство, которое принял последний участник, с «исходным чувством». Затем анализируется, кто из челнов группы что воспринял, почувствовал и какую эмоцию пытался передать соседу. Обсуждается кто, почему и каким образом исказил первоначальное сообщение. Содержание передаваемых сообщений может быть самым разным: дружеская поддержка, гнев, нежность, ужас, отражение и т.п. Данное упражнение повторяется 3-4 раза. После этого коллективно обсуждаются возможности такесики (системы прикосновения) в плане выражения и передачи чувств, отношений, намерений личности в конфликте.

Задание №2. Ролевая игра «Непослушный ребенок». Ведущий делит группу на подгруппы (по 4 человека), в каждой из которых дает участника роли: непослушный ребенок, учитель русского языка, классный руководитель, директор школы. Необходимо разыграть педагогический конфликт, проанализировать и найти оптимальный путь его решения.

Содержание игры: учитель русского языка недоволен непослушным ребенком, его безответственным, недисциплинированным отношением к учебе и считает, что ребенка  следует исключить из школы. Классный руководитель хорошо изучил особенности  непослушного ребенка, условия его жизни в семье, отношение со сверстниками и считает что ребенку нужна помощь со стороны учителей. Директор заинтересован в том, чтобы в школе не было конфликтов, и считает, что не следует вмешиваться во взаимоотношения между учителем и учеником: сами во всем разберутся, все само собой урегулируется. Непослушный ребенок хочет, что его оставили в покое. Он думает, что взрослые только могут читать нотации и ни в чем не способны помочь.

Все участники конфликта встречаются в кабинете директора, что бы решить вопрос о пребывании непослушного ребенка в школе.

Занятие V

Цель: выявить и зафиксировать в сознании аудитории достойные формы уважительного общения с человеком.

Задание №1. Участники разбиваются на пары. Каждый получает карточку с записью конфликтной ситуации.  Друг с другом они обсуждают, как лучше вести себя в указанном конфликте, тренируются начинать беседу с помощью «я – высказывания». Затем идет обсуждение в группе всех конфликтных ситуаций, оптимальные формы уважительного обращения к человеку, анализируется чувства оппонентов и демонстрируются способы решения конкретных конфликтов.

Занятие VI

Цель: раскрыть роль посредничества  в урегулировании конфликта, показать некоторые особенности работы посредника.

Задание №1. Ролевая игра «Красная шапочка и Серый Волк». Ведущий делит группу на подгруппы (по 3 человека),  каждой из которых дает участникам роли: Красная Шапочка, посредник, Серый Волк. Необходимо разыграть конфликт, найти оптимальный путь его решения.

Содержание игры: посредине леса находится город. Со  временем город становится все больше и больше, а лес все меньше и меньше.  Серые волки в поисках пищи уже начали забегать в город, и иногда нападать на людей. Однажды голодный Серый Волк почуял запах пирожков, который доносился из корзинки маленькой девочки Кранной шапочки, шедшей по дороге через лес. Волк напал на девочку, хотел отобрать пирожки, но тут появились охотники, охватили его, привели в суд к посреднику.

Далее необходимо разыграть ситуацию посредничества в конфликте между Серым Волком и красной Шапочкой.

Инструкция посреднику:

  1. Каждому участнику конфликта посредник вначале задает вопрос: «Что произошло? Как каждый видит ситуацию?»
  2. Попросить оппонентов проанализировать свои чувства.
  3. Спросить, какие они видят возможные пути выхода из конфликта?
  4. Посредник не должен оценивать высказывания оппонентов.
  5. Необходимо поощрять атмосферу взаимопонимания и сотрудничества между участниками конфликта.
  6. Необходимо пересекать взаимные обвинения и оскорбления.
  7. Не давать советов.

В конце занятия делает группа общие выводы об особенностях посредничества, способах взаимодействия посредника с участниками конфликта.

Оставить комментарий

*

Реклама