Психологический анализ конфликтов в педагогическом процессе


Основными единицами анализа конфликтной ситуации выступает личность, ее деятельность, среда общения. В линейном изложении этот личностный блок можно схематически изобразить следующим образом:

Несоответствие, несбалансированность любых из компонентов представленной линейкой структуры может породить конфликтную ситуацию. Предположим, чрезмерная занятость общественной работы или спортом отрицательно влияет на успеваемость и вызывает внутриличностный конфликт, то же самое произойдет в случае, например,  рассогласования нравственных убеждений в семье и школе. Предложенная схема действует лишь для выявления только очагов своеобразного пускового механизма конфликта, и анализа того, как происходит расширение, распространение «точечного» начало очага на все компоненты по линейной зависимости.

Для предотвращения конфликтов очень важно , по мнению  Э.Ш. Натанзон, провести психологический анализ поступков учеников, что бы установить, действительно он виновен или нет. Это дает возможность поступить с учеником справедливо, ибо несправедливое осуждение и наказание неизбежно вызывает конфликт с ним.

В работах автора предлагается 4 вида анализа действий и поступков ученика:

  1. выявление направления развития личности;
  2. анализ мотивов, внешних обстоятельств, душевного состояния ученика при совершении определенных действий и поступков;
  3. анализ самих действий и поступков;
  4. трактовка поступков их действий  как проявление личности отдельных ее свойств. (подавленность личности, состояние отчаяния, ожесточение, проявление эгоизма и т.д.)
  5. Работа с конфликтной ситуацией почти исключает формально – административные меры и предполагает психолого – педагогические. Если же забота педагогов сводится лишь к  тому что бы погасить инцидент, то конфликт способен принять скрытое течение, которое опасно своими деструктивными последствиями для всех участников конфликта.

Оставить комментарий

*

Реклама