Стратегии выхода из конфликта


Можно считать канонизированными стратегии поведения в конфликте, обычно формулируемые так: а) конфронтация; переговоры; компромисс, избегание, уход, б) соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, в) агрессивное поведение, проявление гибкости, уклонение от столкновения, образование союзов, приспособление вплоть до сдачи позиции, смены целей, конструктивная и деструктивная позиции.

Наименее продуктивны для скорейшего разрешения конфликтной ситуации избегания (уклонения от столкновений). Оно затягивает время, нервирует коллектив, рождает слухи, страх. Соперничество (конфронтация, агрессивное поведение, деструктивная позиция) основана только на учете своих узко личных интересов. Приспособление базируется на учет интересов другого, иногда в ущерб делу. Компромисс (проявление гибкости), занимает среднее положение.

Стратегия сотрудничества (образование союзов, интеграция, «выигрыш- выигрыш» методы, конструктивная позиция) наиболее продуктивна для решения конфликта, так как объединяет личные и коллективные интересы во имя успеха дела.

Оппоненты находят такое решение, при котором выполняются желания обеих сторон и ни кто при этом не жертвует.

Каждый участник, который идет на сотрудничество с оппонентом, стремиться повысить конструктивные последствия конфликта и снизит его деструктивные тенденции.

Преодоление конфликта

Ученые высказывают близкие точки зрения на преодоление конфликтов. Остановимся лишь на некоторых, соответствующих нашим представлениям об условиях его разрешения.

Некоторые причины имеют типичный характер, повторяемость. В условиях продолжительного коллективного  взаимодействия «пусковым» механизмом может явиться самый незначительный повод. Поэтому важно понять именно причину конфликта, что позволит в дальнейшем предупреждать конфликтные ситуации.

Р.Фишер, У. Юри считают, что условиями разрешениями конфликтов, может быть следующее:

1)      Разработка цикла решения проблемы:

а.       Определить, в чем проблема

б.      Попытаться отделить эмоции от проблемы, не переходить на личности,

в.      Составления программы решения проблемы,

г.       Оценка программы,

д.      Осуществление действий по намеченной программе,

е.       Оценка действий.

2)      Позитивное общение – это способность донести до оппонента свои мысли и чувства  без агрессии, без оценок,  без отрицания прав другой стороны, умение слушать другую сторону нейтрально, это способность признавать не только свою значимость и ценность, но и способность видеть это у других.

Система общения, по мнению авторов, может быть раскрыта с помощью следующих фраз:

-        Я открыт для вас,

-        Я воспринимаю вас,

-        Мои уши слышат вас,

-        Мысленно я с вами,

-        Я всем сердцем с вами,

-        Между нами мир,

-        Я несу вам радость, любовь.

Позитивное общение начинается с «Я – высказываю», в котором человек открыто, искренне говорит о своих чувствах, и последнее, конструктивное решение, возможно лишь тогда, когда в конфликт не вовлекаются посторонние лица («Отворите ухо от советчика, ибо он советует самому себе») и обе стороны сами непосредственно идут на сотрудничество.

Точка зрения С. Бауэрс, Т. Леймдорфера полностью совпадает с точкой зрения Р.Фишера и У.  Юрии, однако, в дополнении они предлагают участникам конфликта ответить на 4 вопроса, способствующие урегулированию конфликта и запомнить схему анализа ситуации.

Оставить комментарий

*

Реклама