Условия возникновения конфликта


Субъективными условиями могут быть негативные приемы контактов, «психологические игры», личностные особенности, вступающие в общение людей (темперамент, акцентуация характера, самооценка и уровень притязаний, эмоционально-волевая сфера личности, социальный статус, внутриличностный конфликт и т.д.), типичные ошибки тактики поведения, вызывающие эмоциональный протест у собеседника.

Ввиду ограниченных возможностей остановимся лишь на некоторых конфликтогенных особенностях личности.

1. Особенности восприятия. Причиной конфликтов в ряде случаев может стать неадекватность их отражения. К типичным искажениям восприятия участников конфликта относится: а) «Иллюзия собственного благородства». Феномен, довольно известный в психологии, заключается в том, что сознание человека работает избирательно, вбирая то,  с чем согласно, и оставляя за своим порогом то, что противоречит сложившимся установкам. Причем ситуация упрощается так, что подтверждаются общие представления о том, что именно его действия хороши и правильны, а действия другого участника конфликта, наоборот, плохи и неадекватны.

Все эти заблуждения, препятствуя адекватному отражению конфликта в сознании его участников, ни как не способствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. Отражение ситуации может быть чрезмерно субъективным, вплоть до того, что позиция другого участника вообще не принимается, отвергает.

2. Акцентуация характера. В акцентуированных характерах усиливается одна из  каких либо черт, что проявляется в избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. У них есть отклонения в поведении, часто провоцирующее конфликт. В том, случае, если внешние обстоятельства затрудняют привычный стиль поведения, они идут на конфликт с окружающими. Предположим, от эпилептоидного типа склонного к педантизму, требуется оперативная, срочная работа, от которой не требуется тщательности, исполнения в деталях. Он в силу своих характерологических свойств не может справиться с данной работой, и поэтому может возникнуть конфликтная ситуация.

3. Самооценка личности. Большую роль возникновений и обострений конфликтов играет самооценка и уровень притязаний. Самооценка -  оценка личности у самой себя своего места среди людей, своих качеств. Самооценка возникает на основе осознания человеком самого себя, своих физических, умственных способностей, мотивов, целей своего поведения, своего отношения к другим людям. Неадекватное оценивание своих возможностей приводит к тому, что человек или занижает степень трудности целей, или наоборот, завышает их. И в том, и в другом случае потенциально возникает угроза возникновения конфликтной ситуации.

4. Стиль общения. Недостаток общей культуры и психологической культуры общения, который отражается в определенном стиле общения, может быть причиной конфликтов, не конструктивными считаются следующие поведенческие реакции в общении.

Классификация типов конфликтных личностей может помочь в осознании собственных стереотипов поведения в конфликтной ситуации

6. Ролевые ожидания. Благодаря сложившейся нравственной сфере, личность прогнозирует цели, результаты и способы исполнения деятельности, в какую она вовлекается. С другой стороны, цели и результаты деятельности индивида прогнозируются коллективно и существуют в виде ролевых ожиданий, которые отражают не только «запросы» конкретной личности, но и уровень развития самого коллектива. Каждый человек занимает определенное место в системе межличностных отношений. В зависимости от этого положения предъявляются требования к нормам его поведения, о  него ожидается определенные поступки. Например, подростку в существенной мере свойственно стремление соответствовать ожидания, прежде всего так называемой референтной, то есть показательной, значимой для него, группе. Такой референтной группой может быть семь, класс, предполагающие одни нравственно-ролевые ожидания, но может быть и не благополучная уличная компания, несущая уже качественно иные ролевые ожидания к поведению и деятельности учащегося. Таким образом, семья, школа, неформальное объединение куда входит учащийся, выступая субъектом ролевых ожиданий часто существенно различаются по содержанию прогнозируемых целей, средств и результатов его деятельности.

В случае рассогласования индивидуального прогноза целей, средств и результатов деятельности, зависящего от нравственной сферы личности, с ролевым ожиданием складывается конфликтная ситуация. И тогда человек начинает искать неконфликтное для себя окружение, среду. Обычно такой средой становится группа, в которой способ поведения соответствует ролевому ожиданию.

Оставить комментарий

*

Реклама